Котлы «Житомир-3» — это наиболее популярная линейка выпускаемой нами продукции. По своему строению котел «Житомир-3″ — это классический дымоходный котел, но с многочисленными техническими инновациями и разработками нашего конструкторского подразделения. Так, например, большинство моделей “Житомир-3» оснащается системой легкого запуска котла в неблагоприятных условиях, чего нет ни в одном котле других отечественных производителей.

Все котлы серии “Житомир-3″ оборудованы итальянской автоматикой SIT и газовыми атмосферными горелками POLIDORO.

Датчики перегрева, датчик температуры, датчик тяги, датчик пламени — это стандартный набор систем безопасности для котлов АТЕМ.

Каждый котел, помимо 7 видов испытаний на герметичность, работоспособность и срабатывание систем безопасности, проходит также проверку на работу в экстремальных режимах

  • Автоматика безопасности SIT GROUP
  • Газовая горелка POLIDORO
  • Датчик тяги
  • Датчик пламени
  • Датчик температуры
  • Указатель температуры
  • Пьезорозжиг
  • Порошковое покрытие
  • Медный змеевик (для двухконтурных)
  • Выход дымового патрубка вертикально/горизонтально
  • Гарантия 6 лет

Как он выглядит и где расположен

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Причины срабатывания

Поводом срабатывания автоматической системы контроля могут быть разные неполадки в установке конструкции дымоудаления, сбои самих параметров датчика.

Предохранительный термостат отходящих газов 70 °С

Рассмотрим самые распространённые:

  1. Сильный ветер. Порыв ветра может задуть газовую горелку. Чтобы этого не случилось, приобретают стабилизатор для агрегата и устанавливают его на месте выходного патрубка.
  2. Засорение дымоходной системы. В данном случае потребуется чистка.
  3. Слабые тяговые параметры. Датчик тяги газового котла реагирует при нагреве 950-1500 °С. Из-за сложности отвода дыма, происходит перегрев внутри дымоудаляющей системы и отключение газового клапана.
  4. Неверный монтаж газового оборудования.
  5. Неправильность расчёта габаритов дымохода. Высота дымохода измеряется в зависимости от отдалённости трубы от конька кровли. Рекомендуемое расположение – точно по центру крыши. В данном случае оголовок будет возвышаться над коньком более чем на полметра.

Виды датчика тяги газового котла

Существует две разновидности газовых котлов. Первая это котлы с естественной тягой, а вторая это оборудование с принудительной тягой. Каждый из видов нуждается в своём виде приборов.


Открытая камера сгорания в совокупности с правильно подобранными дымоходами гарантирует нормальную естественную тягу. Датчики для этих котлов содержат биметаллическую пластину, присоединённую к электрическому контакту. Принцип срабатывания достаточно простой.

Если тяга хорошая, то температура внутри котла находится в норме и пластина замыкает контакт, а если снижается, то температура в котле начинает расти, что приводит к расширению металлической пластины и в какой-то момент она деформируется, размыкая контакт и закрывая газовый клапан. При устранении проблемы пластина возвращается в исходное положение и продолжается поступление газа в горелку.

Закрытая камера сгорания при помощи дутьевых устройств определяет оборудование с принудительной тягой, которое содержит датчик, так называемое пневматическое реле. Прибор контролирует работу вентилятора и скорость отхода газов сгорания. Конструктивно устройство состоит из мембраны, прогибающейся при нормальной тяге под давлением дымовых газов. Как только давление газов становится ниже нормального, мембрана уменьшает прогиб и происходит размыкание контактов с закрытием клапана газа.
Датчики гарантируют нормальную работу отопительного прибора. Устройство является принципиальным элементом защиты котлов, потому что при малой тяге возможен процесс обратного втягивания дымовых газов и продукты горения покидают котёл не в сторону улицы, а идут в помещение.

Где в газовых котлах ставится датчик тяги

Конструкция пневмореле может различаться, в зависимости от типа камеры сгорания, которую установил на котел производитель.

Камеры, поступающие в продажу, могут быть двух типов:

  • открытого сгорания;
  • закрытого сгорания.

Каждый производитель обязан устанавливать пневмореле с мембраной в газовые приборы с открытым типом камеры сгорания. Как правило, место для установки датчика расположено в зоне дымоуловителя.

Важно! Как только заложенный в норму показатель температуры внутри котла повышается, подача топлива в колонку прекращается. Функции пневмореле в этом случае схожи с работой датчика перегрева.

Замену пневмореле лучше доверить специалисту

Как установить датчик тяги газового котла

Бывают случаи, когда требуется замена датчика тяги напольного газового котла (либо навесного). Процесс установки пневмореле с мембраной прост. Достаточно зафиксировать регулятор в выбранном месте и присоединить его к газовой колонке. Для правильного фиксирования температурного режима важно располагать регулирующий элемент, придерживаясь рекомендаций специалистов:

  • показатель минимальной высоты от поверхности пола достигает 150 см;
  • максимальная высота от пола равна 170 см.

Любые отопительные приборы, бытовая, климатическая техника, искажающие температурный показатель внутри газового прибора, должны находиться на расстоянии 100 см. Важно предотвращать возникновение сквозняков. Установка котла в холодном помещении недопустима.

Стоит учитывать, что нельзя допускать слишком плотной фиксации датчика к корпусной части оборудования. Установку производят на паронитовые прокладки, что способствует уменьшению нагрева датчика через контакт с корпусом колонки и позволяет добиться зазора между отверстием в области газохода и плоскости датчика.

Важно убедиться в том, что контакты термореле крепко зафиксированы на корпусе. Недопустимо наличие на устройстве следов окисления.

Пошаговый процесс установки:

  1. После того, как прибор был зафиксирован в выбранном месте, следует приступить к прокладыванию провода до источника тепла, используя скрытый или открытый методы. Одну часть конца кабеля подсоединяют к контактам, на которых отображена маркировка СОМ и NO термостата. В беспроводных модификациях можно найти клеммы в области релейного блока.
  2. Переднюю панель газового оборудования необходимо снять, так как она закрывает доступ к плате управления и разъемам. Перемычку, расположенную между клеммами, извлекают.
  3. К освобожденным клеммам подсоединяют провода, которые идут от контактов регулятора. Соблюдение полярности необязательно.

Как проверить датчик тяги на газовой колонке

В некоторых случаях при нормальной работе системы дымоудаления колонка может отключаться. Причиной подобного явления становится неисправность пневмореле с мембраной. В этой ситуации стоит заняться проверкой датчика тяги, пошаговый процесс которой описан ниже:

  1. В зоне размещения сенсора устанавливают на 10-20 минут зеркало.
  2. Спустя указанный промежуток времени необходимо проверить, запотевает ли оно в процессе работы.
  3. Если зеркало не запотело, можно не переживать, приспособление работает. Запотевание зеркала свидетельствует о поломке. Важно как можно скорее выявить причину неисправности и предпринять меры для ее устранения.

Для использования второго способа проверки пневмореле следует частично прикрыть дымоход заслонкой. В случаях, когда приспособление работает полноценно, котел отключается.

Также можно проверить датчик тяги газового котла мультиметром. После подключения щупов измерительного прибора нужно дождаться показаний. В случаях нормальной коммутации стрелка мультиметра отобразит минимальный уровень сопротивления. При отсутствии реакции прибора можно говорить о нарушении канала коммутации.

Причиной срабатывания пневмореле с мембраной может стать возникновение засора в дымоходе

Проверка датчика тяги газового котла

Замену термореле осуществляют в случае нарушения нормального функционирования прибора. Если проблем в дымоходе не обнаружено, и выходу продуктов горения ничего не препятствует, а котел постоянно отключается, специалисты проверяют рабочее состояние сигнализатора.

Проверить датчик тяги газового котла можно мультиметром и другими методами:

  1. Устанавливают зеркало возле реле. Если в процессе эксплуатации котла оно становится влажным, датчик неисправен.
  2. Дымоход не наглухо прикрывают заслонкой. Если термореле исправно, отопительный прибор отключается.
  3. При проверке пневмореле двухконтурного устройства отключают систему отопления, оставив рабочим только нагрев горячей воды, открывают кран. Если система отключилась, то проблема заключается в термореле.

Исправность термореле проверяют мультиметром

Все виды сигнализаторов применяют к различным модификациям отопительных приборов настенного и напольного типа установки.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркало в месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Цены

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Можно ли отключить

При постоянном отключении у многих может появиться мысль о полном его демонтаже, закоротив клеммы вместо датчика. Но делать это проивопоказано ни при каких условиях. Если прибор отключается, то этого говорит в первую очередь о неудовлетворительных тяговых показателях.

Нестабильное движение уходящих газов в котле приводит к разворотам тяги, что приводит к попаданию вредных газов в помещение и начинает чувствоваться запах гари. Отключение может спровоцировать и обратная тяга: появляется воздушная пробка в дымоходной трубе, и газы идут обратно.

Это отчасти происходит и из-за плохой теплоизоляции трубы. Безусловно, использование датчика предусматривает его отключение, но нужно понимать опасность этого и отсутствие защиты при аварии. Поэтому отопительное оборудование нельзя использовать без таких датчиков.

Установка датчика тяги

Установка устройства выполняется индивидуально, в зависимости от применяемого оборудования, выбора удобного места расположения. Сперва важно приобрести подходящий для данного вида котлов прибор. Подробная информация о правильной установке может быть приведена в технической документации отопительного оборудования.

Монтаж прибора необходимо доверить специалисту, так как неправильно установленный датчик будет работать со сбоями и, как следствие, представлять угрозу здоровью людей при отравлении газами.Специалист также поможет правильного настроить прибор.

В любом оборудовании для отопления помещений, которое работает на дровах, угле или другом твёрдом топливе, необходимо устанавливать приспособление для регуляции интенсивности работы. В классическом варианте таких устройств контроль температуры требуется выполнять вручную с помощью закрывания или открывания дверцы зольника, специальной заслонки и тому подобного. Но для автоматизации процесса необходимо установить регулятор тяги для твердотопливных котлов.

На любое оборудование для отопления помещений необходимо устанавливать приспособление для регуляции температуры

Принцип действия

Изменяет автоматически температуру котёл благодаря, прежде всего, термостату, помещённому в цилиндрический корпус. С помощью ручки и цепи корпус, в свою очередь, механически прикреплён к дверце зольника. Сам термостатический элемент выглядит как колба, наполненная жидкостью, которая существенно расширяется при нагревании. Термостат находится снизу цилиндрического корпуса, непосредственно в той части, что присоединяется к водяному контуру котла, поэтому элемент контактирует с теплоносителем.

Так выглядит самая распространенная модель датчика тяги для твердотопливных котлов

Технологически работа регулятора выглядит следующим образом:

  • при увеличении температуры датчик (термостат) реагирует на неё и ослабляет пружину, расположенную внутри цилиндрического корпуса, которая, в свою очередь, соединена с рычагом и цепью;
  • рычаг опускается и соответственно закрывается заслонка, а тяга уменьшается;
  • в связи с тем, что воздуха становится меньше, горение замедляется;
  • процесс повторяется.

На цилиндрическом корпусе устанавливается рукоятка регулировки температуры. Если выставить определённое ограничение, то рычаг не будет опускаться ниже этой нормы, поэтому и температура не будет уменьшаться.

Кроме механических вариаций регулировщиков температуры, есть и автоматические. Они имеют дополнительно вентилятор для нагнетания воздуха. Но, в отличие от механических, требуют подключения к сети.

Функция регуляторов

Регулятор температуры выполняет очень важную функцию в твердотопливных котлах. Все агрегаты на дровах или угле в обязательном порядке должны иметь водяную рубашку. Если температуру воды не регулировать, то она попросту закипит, поэтому механические или автоматические регуляторы — очень важный и необходимый элемент твердотопливного котла.

Автоматические термодатчики защищают котёл от перегрева, поломок, тем самым предотвращают взрыв котла.

Если вода закипает, давление повышается, происходит взрыв. Поэтому, если твердотопливный котёл имеет только ручную заслонку для регуляции температуры, он представляет собой устройство повышенной опасности. Альтернатив — установка дополнительной ёмкости, куда будет уходить лишнее тепло, но такой вариант не идеален и может давать сбои, хотя как-то будет защищать котёл от перегрева.

Автоматический регулятор тяги для твердотопливных котлов будет выполнять всю работу за человека без его непосредственного участия. Он в нужное время закроет на необходимый уровень заслонку и не допустит закипания воды в рубашке устройства. Нужно учитывать и то, что температура некоторое время ещё будет возрастать, но процесс увеличения градусов остановится.

Кроме основных преимуществ регулятора тяги, есть и другие:

  1. С помощью регулятора можно установить максимальную температуру. Особенно это удобно осенью или ранней весной, когда температура необязательно должна держаться в пределах +80…+90°С. Можно установить +60°С, и этого будет достаточно.
  2. При закрытии заслонки уменьшается скорость горения, это способствует экономии на топливе. Но такие действия немного снижают КПД устройства.

Иногда в качестве альтернативы устанавливают предохранительный клапан, который срабатывает при высоком давлении. Но такой способ не панацея, так как через 2−3 срабатывания клапан зачастую начинает течь от перегрузки, поэтому идеальным вариантом будет установка регулятора тяги на котёл.

Советы по выбору прибора

В специализированных магазинах есть огромный выбор твердотопливных котлов. И, как ни странно, даже сегодня можно найти модели без автоматики. Большинство таких «древних» устройств оборудованы только гильзой, вмонтированной внутрь теплообменника. Установка регулятора тяги на твердотопливный котёл такого типа обязательна. Это предотвратит повышение температуры до критической и сделает конструкцию более безопасной.

В связи с этим необходимо обращать внимание на наличие в конструкции гильзы и заслонки, поднимающейся вверх.

При выборе механизированного регулятора тяги требуется придерживаться следующих рекомендаций:

  • мощность термостата должна соответствовать весу створки для её успешного поднятия;
  • возможность регулирования температуры лучше выбирать в диапазоне от +60 до +90°С;
  • угла поворота рычага должно хватать на полное открытие и закрытие створки;
  • резьба в котле должна соответствовать резьбе регулятора тяги, чтобы свободно скрепить две части вместе.

Процесс отопления с использованием современных механизированных и автоматических регуляторов тяги стал на сегодняшний день легким и удобным

При выборе регулятора следует также обратить внимание на положение, в котором он может работать, так как гильза может быть расположена сбоку или сверху. Есть модели, которые могут работать в любом положении.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *