Частичный или полный демонтаж кондиционера производится по различным причинам — ремонт в квартире, переезд, установка в другое помещение и так далее. Стандартный подход — вызвать для правильного снятия сплит-системы сотрудников специализированной фирмы, оплатив данную услугу. Более экономный вариант — демонтировать кондиционер своими руками, разобравшись в тонкостях процедуры. Нельзя сказать, что она проста, но при верном подходе вполне реализуема.

О способах и трудностях демонтажа своими руками

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров — моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Демонтаж мобильной версии заключается в отсоединении воздуховода

Помимо моноблоков и «сплитов», существуют другие разновидности климатических установок — кассетные, канальные и колонные. Но обычно такую технику устанавливают в офисах, торговых центрах и других помещениях большой площади, в частных жилищах она используется достаточно редко.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент — фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре — это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Сплит-система состоит из двух секций и коммуникаций между ними

Большинство из перечисленных случаев ведут к дорогостоящему ремонту вашего кондиционера в специализированной мастерской, поэтому перед снятием сплит-системы необходимо внимательно изучить инструкцию, приведённую ниже.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Возможные проблемы

Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:

  • В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
  • Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
  • Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
  • Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь. Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
  • Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
  • При отключении проводов следует записать их расположение. Это пригодится при обратном монтаже.
  • Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.

Причины демонтажа бытовой сплит-системы

Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.

Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.

Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема

Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор. Рекомендуем детальнее ознакомится с методами диагностики компрессора и советами по ремонту.

Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.

Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.

Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.

Что нужно знать о хладагенте кондиционера?

К сожалению, поломки кондиционеров, как и прочей техники, не редкость. Поэтому потенциальному мастеру, пусть даже и «домашнему» потребуются теоретические и базовые сведения относительно того же фреона, если он планирует монтаж, демонтаж или ремонт кондиционера.

Современные аппараты кондиционирования воздуха, бытовые или офисные, для работы используют хладагент, марка которого указана в паспорте кондиционера, а также непосредственно на корпусе оборудования.

Процедура монтажа бытового кондиционера глазами специалистов выглядит достаточно простым делом. Еще более простым они считают демонтаж системы кондиционирования

Поэтому домашнему мастеру первое, что нужно знать – это, конечно же, марку применяемого в системе хладагента. Марка фреона определяется прочтением сведений на технической табличке аппарата, которая всегда присутствует на корпусе наружного модуля.

Для чего нужны эти сведения? Для правильного исполнения монтажных (демонтажных) и пуско-наладочных работ.

Так называемый «шильдик» кондиционера – техническая табличка на корпусе наружного модуля, где прописана марка используемого системой хладагента. В данном случае на табличке обозначена марка – R410A

Фреон – очень текучее вещество. То есть, при наличии даже незначительного нарушения герметичности системы, этот хладагент полностью выходит наружу. Этот класс веществ относится к химическим веществам, способным разрушать озоновый слой атмосферы. Соответственно, выброс фреона в атмосферу недопустим в принципе даже в малых объемах.

При установке нового кондиционера опасность утечки хладагента минимальна, но процесс требует определенного технологического подхода. Однако совсем иная ситуация при демонтаже системы. О том, как снять кондиционер, чтобы из него не вытек фреон, мы и поговорим далее.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10—15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Манометрический коллектор на 1 вентиль

Манометрический коллектор точно понадобится в том случае, когда вы планируете смонтировать сплит-систему в другом помещении, так что его лучше взять в аренду, а покупать выйдет слишком дорого.

Шестигранные ключи нужны для вращения вентилей сервисных портов

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Сервисные порты расположены на боковой панели наружного блока

Важный этап подготовки — обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте — контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки — заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

Манометр присоединяется к специальному штуцеру

В сплит-системах, заправленных разными марками фреона (бывает R22 и R410), отличается диаметр резьбы сервисного штуцера, куда подключается манометр. Для R410 нужен специальный переходник, который следует приготовить заранее.

Для перекачки фреона надо закрыть вентиль жидкостной магистрали

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40—50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Как правильно снять кондиционер

Есть три обязательных условия, чтобы снять кондиционер самому:

  • Наружный блок должен находится в пределах досягаемости. Если он стоит на фасаде многоквартирного дома выше уровня второго этажа, то его можно демонтировать только из окна или с балкона. В противном случае нужно привлекать специалистов промышленного альпинизма.
  • Чтобы снять тяжелые блоки со стены и правильно отключить компрессор, нужен хотя бы один помощник.
  • Необходимо взять в аренду манометрическую станцию именно под тот тип фреона, который закачан в эту модель кондиционера.

Примечание. Последний пункт касается станций с обычными (стрелочными) манометрами. Цифровые коллекторы настраиваются под марку хладагента.

Необходимый инструмент

Выделяют несколько различных инструментов, которые понадобятся для выполнения работ.

Труборез

Труборезом называют инструмент, которым пользуются для нарезания труб. От ножовки он отличается тем, что делает идеально ровные срезы и не создает опилок при работе. Во время использования труборез надевается на трубу, после чего аккуратно затягивается и поворачивается около оси. Делается это, пока трубная стенка не будет полностью разрезана.

Манометрический коллектор

Это специальное приспособление, которое применяют для контролирования давления внутри холодильных систем и кондиционеров. Также манометрическим коллектором пользуются, чтобы провести заправку и вакуумирование систем охлаждения. Коллекторы подключают к баллонам с хладагентам и холодильным установкам, после чего система наполняется фреоном.

Ключи

При демонтаже кондиционеров используются три разновидности ключей.

Торцевые шестигранные

Шестигранные ключи считаются полезным и незаменимым инструментом, который используют при проведении ремонта различной техники. Шестигранниками пользуются во время работы с крепежными элементами, которые имеют шестигранную форму. Для других крепежей такой инструмент не подойдет.

Рожковые

Рожковые ключи считаются наиболее распространенными, и поэтому они есть практически в каждом доме. Этот инструмент применяют для прикручивания или откручивания крепежных гаек. Во время использования такого ключа гаечка зажимается между двумя рожками и начинает вращаться. К достоинствам рожковых ключей относят универсальность и простоту применения.

Разводные

У некоторых людей нет рожкового ключа и поэтому приходится использовать разводные модели при снятии кондиционера. К недостаткам таких инструментов можно отнести следующее:

  • наличие большой головки, из-за которой иногда сложно откручивать небольшие гайки;
  • невозможность плотной фиксации гайки;
  • постепенная потеря эксплуатационных характеристик.

Бокорезы

Это наиболее популярный режуще-кусачий инструмент, который есть практически у каждого. Такие кусачки используются для разрезания проводов, проволок или кабелей. Иногда их используют, чтобы нарезать на части небольшие металлические листы или пластмассовые изделия.

Дрель

Дрель считается незаменимым приспособлением, который обладает множеством полезных функций. Часто ее используют для просверливания отверстий, шлифовки поверхностей или прикручивания шурупов. Однако некоторые разновидности изделий можно применять для откручивания крепежных элементов. Именно эта функция понадобится для демонтажа кондиционера.

Набор отверток

Чтобы быстро снять со стены систему охлаждения, понадобится набор отверток. При откручивании крепежных шурупов используются крестовидные и прямые отвертки. При этом лучше использовать инструменты разных размеров, так как шурупы могут быть маленькими или слишком крупными.

Строительный нож считается универсальным инструментом, которым пользуются не только строители, но еще и дизайнеры, рукодельницы, а также мастера, ремонтирующие бытовую технику. Раньше таким ножом пользовались только для разрезания бумаги, однако сейчас им нарезают пенопласт, кожу, картон и даже пластик.

Возможные неприятности при некорректном демонтаже

Будь то квалифицированный специалист или любитель, желающий осуществить демонтаж кондиционера самостоятельно, человек должен знать, как устроен данный девайс, чтобы избежать неприятных последствий. Казалось бы, отсоединить трубки и открутить несколько метизов – пустяковое дело, но практика показывает, что всё несколько сложней.

Затем конденсатор обдувается относительно холодным воздухом, благодаря чему хладагент остывает и переходит в жидкое агрегатное состояние, что сопровождается экзотермической реакцией. Благодаря этому воздух, идущий через конденсатор, нагревается. Нагретый хладагент из конденсатора двигается в терморегулирующий вентиль, в котором он частично переходит в газообразное состояние при пониженном давлении. Затем жидкий и газообразный хладагент поступает в испаритель, получающий воздух из помещения. Там вещество окончательно переходит в газообразное состояние, благодаря чему поглощает тепло из комнаты, после чего отправляется в компрессор для повторного цикла.

То есть становится ясно, что кондиционирование требует от девайса довольно сложной организации, в особенности от насоса. Он должен быть абсолютно герметичным, причем использование дополнительных уплотнений не допускается в связи с регулярными скачками температуры и давления. Поэтому герметичность обусловлена лишь посредством точности всех деталей. Вот именно здесь обычно и возникает проблема у тех, кто решил демонтировать кондиционер своими руками. Если допустить ошибку, снимая систему, можно повредить насос, что приведет к снижению эффективности работы девайса, а затем – к полной поломке. Обычно он ломается, если в насос попадает пыль и другие аэрозоли, вредящие стенке, или кислород

Поэтому демонтаж кондиционера требует предельной осторожности

Если повредить кондиционер при снятии, правильно работать он уже не будет

Минусы самостоятельного демонтажа

Основная опасность – не перекаченный фреон. А это может произойти, если нет специального манометра для измерения давления на газовой магистрали. Замерзание паров воды в кондиционере ведет к поломке насоса.

Действия непрофессиональными инструментами приведут к повреждению труб испарителя внутреннего блока, которые находятся очень близко к месту крепления прибора в стены.

Если трубопровод был обрезан слишком коротко, то он может просто не подойти по длине при последующем монтаже. Наращивание нового выводит агрегат из строя.

Испарительные блоки канальных сплит-систем, помимо откачки хладагента, отсоединения трубопровода, электрических проводов и дренажного шланга, требуют аккуратного разъединения с воздуховодами. Сделать это без опыта достаточно сложно.

Чтобы демонтировать кондиционер самостоятельно, понадобятся специальные инструменты, стоимость которых значительно превышает цены на демонтаж квалифицированными мастерами, даже при условии взятия их напрокат.

Крупногабаритные полупромышленные сплиты имеют немалые вес и размеры. Снять их одному невозможно. Сюда можно добавить и сложности со снятием внешнего блока – он находится на фасаде здания, нередко на достаточной высоте и приличном отдалении от окна. Здесь в любом случае понадобится команда промышленных альпинистов, если мастер-самодеятель не хочет рисковать жизнью.

Гарантировать 100% сохранность функциональности кондиционера при его демонтаже своими руками не может никто. Риски доставить прибор до нового объекта в неисправном состоянии очень велики.

Если эти доводы не останавливают человека в его решении попробовать себя в роли мастера-монтажника, то следует самостоятельно внимательно изучить инструкции по демонтажу кондиционеров различного типа, приведенные ниже.

Негабаритные сплит системы

Для того чтобы правильно снять сплит систему, необходимо точно знать, в какой последовательности нужно проводить демонтаж устройства. Кроме того, многое будет зависеть от типа кондиционера. Разумеется, снять обычный кондиционер проще, нежели снимать и переносить на другое место сплит системы, но в любом случае, зная правильную последовательность действий, можно справиться своими силами.

Для начала желательно подобрать инструменты, которые потребуются для работы. Обязательно позаботьтесь об этом, поскольку сэкономите время, когда каждый ключ будет под рукой. Итак, вам понадобятся:

  • плюсовые и минусовые отвертки;
  • шестигранники;
  • паяльник;
  • кусачки;
  • щетка.

Процесс демонтажа напольных или настенных кондиционеров выглядит просто.

  1. Сначала перекрываются каналы, по которым циркулирует рабочая жидкость.
  2. Кондиционер приводится в рабочее положение. Для того чтобы вся жидкость вышла из устройства.
  3. На последнем этапе прибор отключается от сети, отсоединяется слив, отсоединяются патрубки, которые подводят рабочую жидкость к устройству.
  4. Теперь кондиционер можно снимать со стены.

Как самому демонтировать внутренний блок?

Очень важным этапом является демонтаж комнатного блока кондиционера. Мы уже рассматривали схему выполнения работ по его разборке и снятию. Теперь нужно более подробно остановиться на том, как отсоединить все важные детали и не упустить существенные мелочи.

Нужно быть очень аккуратным при работе с испарителем, так как его очень легко повредить при снятии, точнее можно испортить его систему крепления. Рядом с испарителем находятся провода, которые закреплены защелками. Их также нужно постараться не задеть. Очень часто крышка, которая закрывает испаритель, находится с той стороны, где кондиционер примыкает к стене и до нее бывает очень трудно добраться.

Выйти из сложной ситуации поможет отвертка, точнее ее часть. Нужна отвертка с наконечником в виде креста. Удерживая ее при помощи пассатижей, действовать нужно будет вслепую. В то время как вы отвинчиваете шурупы, удерживающие блок кондиционера на стене, ваши помощники должны держать его, иначе, когда крепления ослабнут, кондиционер может упасть, а это чревато поломкой оборудования.

Таким образом, если вы надумали самостоятельно разбирать данное оборудование, то нужно быть хоть немного уверенным в своих силах и успехе операции. Даже, если все работы были выполнены правильно, и самостоятельный демонтаж кондиционера прошел в целом успешно, возможны проблемы при самой транспортировке.

Перевозя такое хрупкое оборудование, как кондиционер, тряска в автомобиле недопустима, так как устройство может существенно пострадать. Если вы вдруг услышали негромкий хлопок где-то в коробке с кондиционером, то возможно вам придется вскоре приобретать новое устройство.

Демонтаж кондиционера своими руками

Давайте разберем некоторые особенности этого процесса, а затем узнаем последовательность действий. Что надо учитывать для кондиционеров без зимних опций:

  • При положительной температуре на улице необходимо будет включать кондиционер на охлаждение и дожидаться, когда включится компрессор, и пойдет холод из внутреннего блока. Нужно чтобы температура в комнате была достаточной для включения кондиционера. Подробнее читайте здесь ;
  • Если требуется демонтировать кондиционер при отрицательной температуре, то можем обойтись без его включения (использовать кондиционер при низких температурах не допускается). В этом случае просто перекрываем сервисные краны, затем стравливаем остаток фреона из «трассы». При отрицательных температурах основная часть фреона конденсируется во внешнем блоке, и его потеря будет не столь значительна.

Для демонтажа кондиционера своими руками потребуется: манометрический коллектор, набор шестигранников, отвертка крестовая, разводной ключ, нож.

1. Подключаем манометры к сервисному разъему внешнего блока (толстая трубка). Откручиваем крышку (если она установлена) и заглушки кранов (но не гайки трубок).

Внимание! Прикручивать манометры нужно быстро и до конца. т.к

при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками. Фреоном можно получить ожог!

2. Затем включаем кондиционер на охлаждение. Ждем, когда включится компрессор и давление в контуре поднимется.

3. Если температура на улице отрицательная — просто закрываем краны. При положительной температуре следуем данной инструкции. Действия необходимо осуществить при работающем компрессоре быстро и правильно (сначала подробно изучить).

шестигранником начинаем закрывать кран жидкостной трубки (тонкой) до конца. После чего давление начинает опускаться до 0 bar (на это уходит примерно 5-15 секунд) (смотрим на манометр).

как только давление пересекло отметку 0 bar на манометре – быстро (но аккуратно) закрываем кран газовой трубки (толстой) до конца. И сразу (в течение 5 секунд) выключаем кондиционер с пульта (может потребоваться помощь напарника). Всё – теперь фреон во внешнем блоке.

При закручивании кранов их не надо сильно затягивать .

4. Отключаем «питание» кондиционера.

5. Снимаем манометры. Откручиваем гайки трубок у внешнего блока. При этом будет стравливаться остаток фреона из внутреннего блока.

Важно! сразу заклеиваем штуцеры и концы трубок, во избежание попадание малейшей пыли

6. Откручиваем верхнюю крышку наружного блока. Записываем, как подключены межблочные провода к внешнему блоку. Отсоединяем их. А также отключаем кабель «питания» и другие дополнительные провода (если таковые имеются).

7. Далее можем откручивать внешний блок от кронштейнов и снимать его. Если требуется – снимаем кронштейны.

8. Аккуратно выпрямляем трассу и освобождаем отверстие. Здесь, вероятно, придется обрезать концы трубок, чтобы снять гайки (сразу не забываем заклеить). Термофлекс и дренаж также можно срезать. Скотчем стягиваем «трассу». На фото ниже идет провод «питания» к внутреннему блоку. Снаружи всё готово.

9. Далее отщелкиваем внутренний блок от нижних клипс. Конструкции бывают различные. Как это делать читайте в следующей статье.

10. Снимаем (вверх) с пластины внутренний блок. И вытаскиваем блок вместе с трассой. Здесь потребуется помощь напарника.

11. Откручиваем пластину. Отверстие можем запенить.

12. Пульт и пластину прикрепляем к внутреннему блоку, чтобы впоследствии не потерять.

Как правильно перевесить кондиционер

Часто возникают ситуации, при которых перенос кондиционера актуальнее, чем его полный демонтаж. При этом один из блоков оставляют на своём месте, а для второго просто удлиняют трубки. Процесс снятия как внутреннего, так и внешнего блока ничем не отличается от описанных выше, единственным отличием становится необходимость в наращивании медных или обыкновенных патрубков.

При демонтаже одного из блоков также следует следить за сохранностью фреона и перед проведением всех операций закачать его в наружный блок. Перевесить сплит-систему после её отстыковки необходимо максимально аккуратно, не повредив корпус кондиционера. Для большей экономии средств пайкой труб можно не заниматься самостоятельно, а поручить это дело специалистам. У мастеров по обслуживанию сплит-систем есть соответствующая графа в прайс-листе, которая называется, как удлинение межблочной трассы.

Нюансы при снятии сплит-систем разных типов

Если демонтаж (перемонтаж) простой сплит-системы сравнительно прост, то более сложные устройства, например, канальные кондиционеры, значительно сложнее в их переносе. Они обладают большим набором комплектующих и весом, требуют особых подходов при встраивании в интерьер помещений. Электрическая линия обесточивается и отсоединяется до снятия гидравлики, а не после неё. Перед установкой кондиционера на новом месте необходимо продуть и отвакуумировать фреонные контуры обоих блоков. Замурованные жёстко коммуникации попросту обрезают.

Нельзя хранить разобранный сплит-кондиционер в течение года и более. Со временем фреон весь улетучится. Внутрь сквозь рассыхающиеся прокладки вентилей попадёт воздух с влагой и окислит трубопроводы. В таком случае весь контур подлежит замене. Зачастую деталей для старого кондиционера не оказывается ни у одного мастера, т. к. вся линейка совместимых моделей давно снята с производства, и владелец вынужден покупать новую сплит-систему.

Как правильно демонтировать кондиционер? Правила безопасности

Существуют определенные правила, условия, которые необходимо соблюдать, чтобы обезопасить здоровье, оборудование от поломок, неисправностей. Перечислим их:

  • нельзя допускать разгерметизации охладительного контура. Он работает под давлением 15 А. При резкой утечке высока вероятность попасть под струю газа очень низкой температуры;
  • можно получить обморожение от струи холодного фреона при его утечке;
  • следует избегать при разборке попадания внутрь контура пыли, влаги, разрушающе действующих на систему;
  • при перевозке внешнего блока, содержащего фреон, может произойти взрыв;
  • во время транспортировки необходимо аккуратно обращаться с оставшимися отрезками труб, так как их повреждение приведет к замене всего блока;
  • запрещено отвинчивать со штуцеров накидные гайки;
  • аккуратно необходимо обращаться с защелками внутреннего блока, чтобы не сломать их.

Как убрать кондиционер без утечки фреона своими руками

Чтобы самостоятельно сделать замену кондиционерного компрессора, нужно убрать от системы компрессорную патрубку, а потом подпаять к системе новый агрегат. За этим снять корпусную часть, отсоединить кабель с проводом, обрезать несколько медных трубок и дренаж, убрать блок и открутить часть пластины.

Какие инструменты нужны для работы

Чтобы осуществить работу нужно взять крестообразные и обычные отвертки, рожковые ключи, канцелярский ножик, ключи шестигранного типа, малярный скотч, изоленту, манометрический коллектор.

Инструкция по снятию внешнего модуля сплит-системы

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки — заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Работы по демонтажу внешнего блока удобнее вести со стремянки

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

Для снятия аппарата с кронштейна нужно открутить 4 гайки

После отсоединения кабельных жил от клемм закрутите винтики контактов и затяните их, поскольку они могут выпасть и потеряться при транспортировке.

При демонтаже из окна квартиры помощник должен вас подстраховать

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Правильное отключение магистралей от внешней секции — фотогалерея

Магистрали отсоединяются после откручивания накидных гаекПрикрутите на место пробки, закрывающие вентили портовОткрутите крышку, чтоб отключить проводаПометив расположение жил, отсоедините кабельПосле отключения кабеля винты на колодке надо закрутитьПо правилам медные трубопроводы необходимо откуситьОткушенные трубки нужно заглушить

Как снять наружный модуль с сохранением фреона — видео

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации — кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3—4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Состав внутреннего блока сплит-системы

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Учитывая, что в поддоне внутреннего модуля может оставаться конденсат, перед демонтажем желательно защитить стену полиэтиленовой плёнкой. Если вы снимаете кондиционер для квартирного ремонта, то подобная предосторожность излишняя.

Перед снятием блока крышку электрического отсека надо прикрутить на место

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Если жгут коммуникаций короткий, то его можно снять вместе с блоком

Последний шаг — демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, — не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Порядок демонтажа внутреннего модуля — фотогалерея

Для отключения электропроводки надо снять крышку электрического отсека Перед отсоединением жил запишите порядок их подключения Жгут, проходящий в нише, надрежьте ножом и доберитесь до стыка трубок Откручивание соединительных гаек Место соединения дренажных трубок Отключите кабель, проходящий в том же жгуте Внутренний блок спокойно снимается двумя руками Последний этап — снятие монтажной пластины Отклонив корпус, его нужно зафиксировать в таком положении

Как снимаются внутренние блоки разных конструкций — видео

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до —5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

Персонал специализированных фирм использует для откачки фреона в зимнее время манометрические станции. Но если брать в аренду такое оборудование, то демонтаж обойдётся дороже, чем оплата труда специалистов, а результат выйдет сомнительный.

При температуре выше —5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

Перекачка фреона в зимнее время

Непростая задача перегона хладагента может усложниться в холодное время года, когда кондиционер включать нельзя. Масло компрессора загустевает, его беспрепятственная работа невозможна. Если оборудование оснащено «зимним комплектом», позволяющим работать оборудованию на охлаждение даже при минусовой температуре, проблема легко решается запуском отогревающих приборов, размещенных в картере компрессора, дренажа. После 10 минут прогрева можно запустить климат-систему на охлаждение и перекачать фреон, следуя вышеописанным рекомендациям.

Если же системы зимнего подогрева нет, можно воспользоваться манометрической станцией для сбора хладагента. Она подключается по такому же принципу, как коллектор. Фреон перегоняется туда для транспортировки.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *