Цены на бензин уже многих просто «достали», поэтому все больше автовладельцев задумываются об установке газобаллонного оборудования. Но рост спроса на голубое топливо не добавил профессионализма многим установщикам. Поэтому желающим экономить на топливе следует знать о некоторых тонкостях установки и эксплуатации ГБО.

Газобаллонное оборудование в Украине эксплуатируют не один десяток лет. Есть у ГБО и ярые сторонники, и ярые противники. То, что эксплуатация машины на газу позволяет серьезно снизить расходы на топливо – неоспоримый факт, но откуда же взялись противники «голубого» топлива. Мы попробовали разобраться в этом вопросе, опросив и недовольных ГБО и тех, кто устанавливает его очень много лет. И оказалось, что источник негатива исходит от одной и другой стороны. В случае с потребителями ГБО, т.е. автовладельцами, проблемы возникают из-за того, что этот самый автовладелец забывает, что автомобиль оборудован дополнительной системой питания, которая также требует обслуживания и которая может вносить свои коррективы на работу других систем и механизмов двигателя. Если эту систему не обслуживать, понятное дело будут проблемы. С другой стороны негатив к ГБО прижился из-за самих же установщиков этого оборудования. Но речь идет не о тех, кто уже десятками лет занимается установкой и обслуживанием газовых систем питания, а о просто непрофессионалах своего дела, для которых этот вид бизнеса является временным, попутным или актуальным только в периоды скачка цен на бензин. Неумение правильно установить и настроить ГБО – это главная причина снижения репутации этого допоборудования. Вот почему к выбору места установки газобаллонного оборудования следует подходить очень ответственно. А сделав свой «правильный» выбор, желательно проконтролировать действия «выбранных» специалистов. Но для этого нужно знать о подводных камнях, которые могут иметь место не только в процессе установки, но и эксплуатации. Об этом мы и расскажем.

Компоновка/сборка

Вопрос компоновки элементов ГБО очень важен, так как от правильности установки форсунок, электронного блока управления зависит эффективность и точность работы системы. Так, например, газовые форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор – на расстоянии 3-10 см. Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина. Последний подается в начале фазы открытия впускных клапанов. Если газовые форсунки поставят далеко от впускного коллектора, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь до впускного коллектора, соответственно, к впускным клапанам он попадет с опозданием и из-за их закрытия дозированная порция будет не в полном объеме проникать в камеру сгорания. Из впускного коллектора газ конечно ни куда не исчезнет, однако такая схема подачи газа ухудшает отзывчивость мотора при необходимости резких ускорений, что в конечном итоге сказывается не только на динамике, но и на расходе газа.

С отсекателем или без

При установке ГБО мастера иногда предлагают заблокировать работу «отсекателя», который перекрывает подачу газа в баллон при его заполнении до объема, который обеспечивает наличие в нем определенного объема газообразной фракции газа (до 20%). Требуется она для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур – от низкой до высокой, например, вы заправились ночью в холодную погоду, а на следующий день началась жара (35-40 град. по Цельсию), а также исключения разрыва баллона в случае ДТП, когда баллон деформируется (при наезде сзади). Стоит отметить, что устранение отсекателя и подгибание поплавка в баллоне (для большей вместительности) прошлым летом в лучшем случае становились причиной поломки редукторов, которые не выдерживали повышенного давления газа, а в худшем – разрывом баллона. Так что отказываться от отсекателя не стоит, впрочем как и соглашаться на чрезмерное подгибание поплавка. Также баллон должен быть оснащен предохранительным клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.). В месте установки баллона должно быть предусмотрено вентиляционное окно (окна), исключающие попадание газа в салон автомобиля.

Тепловой режим

При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны под характеристики сгорания в цилиндрах бензино-воздушной смеси. Пропан-бутановая газо-воздушная смесь с более высоким октановым числом 105-110 (у бензина – 80, 92, 95, 98) имеет дольше время горения, чем в случае с бензином, поэтому процесс сгорания продолжается даже при открытии выпускного клапана, т.е. пламя выходит за стенки камеры сгорания и цилиндров. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности у этих деталей хватает, а вот у активных драйверов, раскручивающих мотор выше 4500 об/мин, эти детали и узлы перегреваются в большей степени, особенно от этого страдают седла клапанов. Из-за продолжающегося процесса горения их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте при закрытии клапана происходит интенсивный износ рабочей поверхности. При этом «уходят» тепловые зазоры клапанов и если их чаще не регулировать (как минимум в два раза чаще), могут подгореть кромки клапанов и седел, что приведет к снижению компрессии и, соотвественно ухудшению мощностных характеристик. В некоторой степени эту проблему решает установка допсистемы, которая подает специальную жидкость во впускной коллектор, которая в свою очередь уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от клапанных проблем позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные. Такие специально для моторов, работающих на газу, выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Например, компания Kolbenschmidt делает под заказ (по предоставленным размерам) седла клапанов из специального высокожаростойкого материала. Правда, стоят такие детали в несколько раз дороже, чем обычные.

«Чип-тюнинг»

Чтобы минимизировать ранее описанные проблемы из-за догорания газо-воздушной смеси в выпускном тракте, а также по максимуму исключить снижение мощностных характеристик бензинового двигателя при работе на газу практикуется несколько вариантов доработки. Их цель – увеличить угол опережения зажигания под характеристики сгорания высокооктановго сжиженного газа (пропан-бутан), который имеет более высокое октановое число — 105, чем бензины – 92, 95, 98, поэтому имеет иные параметры сгорания.. Изменяют угол опережения зажигания в инжекторных системах питания несколькими способами – чип-тюнингом (не удобен, так как при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), установкой специального устройства – вариатора (электронный блок под конкретный двигатель), установкой двухпрограммного (для газа и для бензина) блока управления двигателя семейства «Январь» (адаптируется и для некоторых иномарок).

Вариатор опережения зажигания стоит от 300 до 600 грн.

Двухрежимный ЭБУ Январь (5,1; 7,2), модернизированный под инжекторные моторы иномарок, обойдется от 3000 грн.

Свечи зажигания

Газо-воздушная смесь отличается более высоким электрическим сопротивлением, нежели бензо-воздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»). Два последних фактора компенсируют большую температуру в цилиндрах при сгорании газа.

Как избавиться от запаха газа?

При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов для LPG-газа запаха газа не должно быть. Если запах появился сразу же после монтажа ГБО и его установщики не могут решить проблему, это может говорить о низком уровне их квалификации или желании больше заработать, сэкономив на покупке специальных шлангов. Запах газа из выхлопной трубы может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.

ГБО для агрессивной езды

Как мы уже говорили, время горения газа выше, чем бензина, поэтому в определенных режимах работы – при агрессивной езде на высоких оборотах – даже после «чип-тюнинга» и других способов изменения угла опережения зажигания высока вероятность перегрева некоторых деталей двигателя (клапанов и их седел, поршней и их колец и т.д.). Чтобы избежать этого, некоторые производители газобаллонного оборудования (например, Zenit или KING) предусматривают алгоритм работы программы ЭБУ, при котором в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000 об/мин происходит автоматическое переключение для работы на бензине. Также возможен вариант постоянной работы бензиновых форсунок, когда они подают 10-15% от изначального объема топлива. Остальной объем компенсируется подачей газа.

Электронный блок-управления ГБО нужно устанавливать в стороне от блоков розжига ксеноновых ламп, так как импульсы высокого напряжения при включении ламп в некоторых авто отключают ГБО.

Что конденсируется в газовом баллоне?

Часто можно заметить, что газ в баллоне закончился, а на дне что-то продолжает плескаться. Некоторые думают, что это осталось ещё немного сжиженного газа, просто по какой-то причине он не выходит и не загорается, но это не так. На самом деле, после использования всего газа в баллоне остаётся конденсат – остаток, который не переходит в газообразное состояние при комнатной температуре, а потому не выходит под давлением и не обеспечивает горение.

Чтобы понять, почему в вашем газовом баллоне образуется конденсат, давайте разберёмся, из чего он состоит.

Жидкость, которая остаётся на дне баллона после использования всего газа, как правило, состоит из нескольких компонентов.

Среди них могут быть:

  • Газолин – нелетучие продукты нефтепереработки, нечто среднее между бутаном и бензином.
  • Одорант – ароматизатор газа.
  • Негорючие примеси – не редкость при использовании недостаточно очищенного газа или заправки из практически пустой цистерны.
  • Вода – самая редкая, но и самая опасная в данном случае составляющая.
  • Бутан – если баллон использовался на морозе.

Количество подобных примесей, присутствующих в пропан-бутановой смеси и формирующих конденсат, напрямую зависит от качества заправки баллона, а также от времени года.

Пропан при нормальном давлении превращается в газ уже при температуре -30 градусов, а бутан – при 1 градусе ниже нуля.

Даже в прохладе, оба компонента – пропан и бутан – активно испаряются, заполняя под давлением всё свободное от жидкости пространство баллона, и ищут возможности вырваться наружу

Однако, существуют и другие продукты переработки нефти, температура кипения которых значительно выше: +30 – +90 градусов и выше. То есть, при нагреве до достаточной температуры, они поведут себя также, как пропан и бутан – вот только нагревать газовый баллон весьма опасно. А при комнатной температуре, да ещё и при повышенном давлении внутри баллона, они так и остаются в жидком состоянии, формируя конденсат.

Эти нелетучие при нормальных условиях фракции называют газолином, и чем качественнее газ на заправке, тем процент их содержания меньше.

Кроме газолина, в пропан-бутановой технической смеси, которой заправляют бытовые газовые баллоны, всегда присутствует одорант. Это специальное вещество, этилмеркоптан, с чрезвычайно сильным резким запахом: его добавляют для того, чтобы вовремя заметить утечку и успеть предотвратить скопление газа в помещении. Помимо запаха одоранта, своевременно обнаружить утечку газа и проанализировать состав газовой смеси можно с помощью специального оборудования – газового анализатора.

Без добавления одоранта, газовая смесь не имела бы никакого запаха – как не имеют его ни очищенный пропан, ни чистый бутан, ни природный газ. Одорант также негорючий, поэтому остаётся в конденсате. Объём его ничтожно мал, ведь по нормам добавляют 6 – 9 мл ароматизатора на 100 кг сжиженного газа. Однако, после использования баллона, он практически полностью остаётся в конденсате, за счет уменьшения общей массы веществ, его концентрация возрастает.

Слитый конденсат имеет очень сильный, резкий и устойчивый запах, который не выветривается ещё довольно долго – не делайте этого во дворе

Воды и негорючих примесей в норме в газе быть не должно. Однако, при заправке на непроверенных станциях случается всякое, поэтому мы назвали и эти составляющие конденсата. Вода в газовом баллоне опасна тем, что она провоцирует коррозию внутренней поверхности металла. Баллон изнутри не окрашен, а потому легко ржавеет, и проконтролировать этот процесс невозможно. Обнаруживается такая ржавчина лишь тогда, когда она проедает металл насквозь – а это уже слишком поздно и чрезвычайно опасно.

Бутан в бытовые газовые баллоны добавляется в меньшем количестве, чем пропан: летом их соотношение – около 2:3, а зимой – не менее 2:8. Это только при условии заправки на специализированной станции, а не автомобильным газом. Как мы уже упоминали, бутан, в отличие от пропана, не превращается в газ при отрицательных температурах, поэтому баллон, установленный на улице, может закончиться раньше, чем предполагалось.

Если вы использовали баллонный газ поздней осенью или зимой, особенно если заправлен он был летом, попробуйте после того, как газ перестанет подаваться, занести баллон в помещение. Скорее всего, после того, как его содержимое согреется до комнатной температуры, вы сможете пользоваться им ещё некоторое время.

Не стоит беспокоиться о появлении конденсата на внешней стороне баллона: эти капельки влаги, или даже иней, свидетельствуют исключительно о разности температур воздуха и жидкости в баллоне

С конденсатом или инеем снаружи баллона ничего делать не нужно, навредить эта влага сможет только той ёмкости, на которой поврежден слой краски: при длительном и регулярном воздействии, сталь баллона может начать ржаветь, а коррозия способна привести к утечке, пожару и даже взрыву газового баллона.

Однако, на это потребуется довольно много времени, так что задача пользователя ограничивается поддержанием равномерной и качественной окраски.

Такое мнение, что газовое оборудование сжиженного газа имеет запах, сформировалось из-за того, что пахнут некоторые неисправные автомобили, работающие на сжиженном газе. Ни сжиженный газ ни природный газ не имеют никакого запаха. Характерный запах газа им придает специальная, добавляемая в газ жидкость-одоратор, этилмеркаптан. Эту жидкость добавляют специально, чтобы пахло «газом», то есть для обнаружения утечек. Если вдруг почувствуете «запах газа», то обязательно вызывайте нашу аварийную бригаду. Все элементы газопровода, емкости, оборудования, котла в исправном состоянии должны быть абсолютно герметичны и не должны источать запаха. Котел может пахнуть только при неполном сгорании, что происходит либо при неисправности электроники, либо, если он настроен на работу с природным газом, а установщики не поменяли форсунки (это является грубым нарушением техники безопасности). Еще запах может остаться внутри арматурного люка, так как при отсоединении заправочного шланга, неизбежно пролитие небольшого количества газа в котором содержится одоратор. Одоратор имеет очень стойкий запах и место проливки еще долго пахнет. В любом случае, после каждой заправки наш инженер осуществляет полную проверку всего оборудования чувствительным газоанализатором, который фиксирует малейшие утечки. При обнаружении утечек незамедлительно производится необходимый ремонт. А автомобили пахнут газом из-за неправильной регулировки карбюраторов и зажигания, а также при проливке на бак небольшого количества газа при заправке. Все исправно работающее газовое оборудование не должно иметь никакого запаха!

После перехода с бензина на газ, многие автомобилисты ошибочно полагают, что установка ГБО это все, что от них требуется для того, чтобы забыть о ценах на бензин и начать реально экономить. Однако это не так. На самом деле, для того чтобы все работало как следует, необходимо регулярно следить за состоянием газобаллонного оборудования и производить своевременную замену тех или иных элементов.

Одной из важнейших «заповедей» при эксплуатации ГБО является, своевременная замена фильтров и, конечно же, — своевременный слив конденсата с газового редуктора. К сожалению, об этом знают не все, а некоторые знают, но просто игнорируют это правило.

В этой статье я расскажу о том, для чего сливать конденсат, когда необходимо выполнять эту работу, а также, как это делать правильно.

На самом деле эта важная процедура должна выполняться регулярно или после определенного километража. Если ее проигнорировать, то уже очень скоро у вас могут появиться неприятности в виде снижения мощности двигателя, троения или других неприятный явлений, связанных с нестабильной работой силового агрегата.

Самое главное в этом деле не впадать в отчаянье, и не придумывать себе различных версий относительно того, почему мотор стал так себя вести, то есть, проще говоря, не накручивайте себя. Первым делом необходимо проверить то, что может иметь отношение к проблеме, при этом проверяется очень просто. Дальше следует вспомнить о правилах эксплуатации ГБО, которые вам обязательно должны были сообщить установщики.

О том, что вам придется регулярно сливать конденсат, вам не могли не сказать те, кто устанавливал газовое оборудование на ваш автомобиль. Этот нюанс весьма важен, поэтому вряд ли вам этого не сообщили, скорее всего вы сами об этом забыли, не придав этому большого значения. Так, кстати, тоже бывает, например, проверку масла в двигателе или коробке тоже рекомендуется выполнять регулярно, чуть ли не каждый день перед выездом, но разве кто-то это делает? Единицы и то, вряд ли…

Слив конденсата с газового редуктора, как и проверка уровня масла, должна стать регулярным явлением, которое вы возьмете за правило производить раз в месяц или раз в два месяца. В принципе мнения о том, как часто необходимо сливать конденсат с редуктора часто расходятся, одни твердят, что не реже чем раз в месяц, другие говорят, что достаточно сливать конденсат через каждые 10 тыс. км.

Как слить газовый конденсат?

Первым делом следует запастись следующим набором инструментов:

  • Шестигранник и отвертка;
  • Нож или ножницы;
  • Пластиковая бутылка емкостью 0,5 литра;
  • Ветошь и перчатки

Слить маслянистую жижу из газового редуктора нужно в такой последовательности:

  1. Завести двигатель, после этого, не глуша автомобиль нужно завернуть расходный кран на мультиклапане до упора.
  2. Ждем некоторое время, пока двигатель Вашего авто выработает всю оставшуюся в магистрали и редукторе – испарителе газовую смесь и заглохнет.
  3. Пока автомобиль пытается заглохнуть делаем из пластиковой бутылке подходящую емкость, в которую и будем производить слив газового конденсата.
  4. В редукторах ГБО 1-3 поколения снизу есть специальный болт-пробка, который предназначен для слива жидкости.
  5. После того, как автомобиль выработает всю газовую смесь и заглохнет размещаем емкость под редуктором таким образом, чтобы скопившаяся там жижа скапывала именно в нее.
  6. Отворачиваем болт-пробку и ждем, пока весь конденсат не окажется в емкости. Для этого может понадобится от 10 минут до получаса.
  7. После стачивания последних капель вворачиваем пробку-болт обратно на место.

Как слить конденсат ГБО

Слить конденсат с редуктора ГБО можно в течение 15 минут, процедура делается раз в 1000 км (в среднем). Суть процедуры зависит не столько от поколения ГБО, сколько от его комплектации, а точнее — устройства редуктора. Потому, как слить конденсат с редуктора ГБО 4 поколения, нужно спросить у установщиков сразу же — процедура простая и тратить на неё деньги и время, ездя на СТО, смысла нет.
Как слить конденсат ГБО 2 и 4 поколения:

  • берем ненужную емкость, например, пластиковую бутылку со срезанным горлышком. Важно, чтобы конденсат не растекся по моторному отсеку или полу гаража, потому что запах вывести потом будет трудно;
  • прогреваем двигатель. На холодном двигателе сливать одоранты не желательно, время прогрева — 2-3 минуты;
  • под редуктор ставится заранее приготовленная емкость (потому редуктора часто устанавливают в нижней части моторного отсека, чтобы было удобно добираться до сливного отверстия);
  • выкручиваем болт или открываем краник (зависит от модели). Чаще всего это болт, расположенный на одном уровне со штуцерами;
  • сливаем конденсат ОБО 4 с редуктора до тех пор, пока он полностью не вытечет.

Объем слитого конденсата небольшой — 30-50 мл. Если сливать конденсат редко, но по максимуму, то его накапливается много. И чтобы собрать его остаток с дна редуктора (конденсат полностью не вытекает), воспользуйтесь шприцом. После того, как конденсат ГБО 4 будет слит, ветошью протрите редуктор и закройте отверстие.
Если вместе с работами по редуктору вам будут нужна помощь с форсунками, программным обеспечением для ГБО и т.д., приезжайте в профессиональное СТО KOSTA GAS. Здесь вы можете купить ГБО на авто любых поколений, пройти его техобслуживание, получить ответы на любые вопросы по эксплуатации. Также здесь можно установить газ на дизель, каждому клиенту в подарок страхование двигателя на 100 тыс. гривен.
KOSTA GAS — ваш правильный путь к экономии!

Что это за жижа

Газовый конденсат, который в обязательном порядке присутствует в редукторе после начала эксплуатации ГБО, представляет собой маслянистую дурно пахнущую жидкость коричневого цвета. На 90% состоит из отработанного масла для смазки компрессоров и является осадком от продуктов сгорания.

Избежать образования такого явления нельзя, все, что может поделать водитель в сегодняшних реалиях, так это вовремя проводить ТО своему газобаллонному оборудованию (менять фильтры и слить газовый конденсат).

Преимущества и недостатки ГБО

+ Газ имеет более высокое октановое число (порядка 105 и даже выше в зависимости от соотношения пропан/бутан). Соответственно, практическое отсутствие любых детонаций и как следствие снижение линейных нагрузок на цилиндро-поршневую и кривошипно-шатунную группы двигателя.
+ Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы, вследствии того, что газ в испарённом состоянии не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров.
+ Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом и тому, что газо-воздушная смесь равномернее распределяется по цилиндру — улучшается ХХ двигателя, двигатель работает <мягче> и тише.
+ Газ не разжижает моторное масло и практически не засоряет его продуктами горения, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
+ Газ в испарённом виде значительно чище чем бензин, поэтому в камере сгорания и в картере двигателя практически не образуется нагара и отложения смол.
+ Автомобиль оборудованный газовой системой питания становится двухтопливным, — а это большое преимущество в случае отказа одной из систем.
Уменьшение максимальной мощности на 5-7% , которое можно частично скомпенсировать установкой более раннего угла опережения ,-на 5-7 град.
Уменьшение полезного объёма багажного отделения из-за появления в нём ёмкости для газа.
Не желательность запуска холодного двигателя на газе при t окружающего воздуха ниже 0 град. Хотя при аварийной ситуации такая возможность существует.

Как потребителю выбирать место установки ГБО

Мнение:

Роман Матвеев
Директор СТО «Мотор-Газ»
Стаж работы с ГБО – 12 лет
В первую очередь, за день до установки на Ваш автомобиль не поленитесь подъехать на СТО и в живую увидеть уровень сервиса и оцените квалификацию установщиков. Узнайте где они обучались, есть ли у них соответствующие сертификаты. Пообщайтесь с клиентами, которые обслуживаются на этом сто. Почитайте отзывы в интернете. Т.к. в первую очередь важно кто и как Вам поставит ГБО, а само оборудование уже играет второстепенную роль.
Юрий Черняховский
Директор СТО «Арника-Автотема»
Стаж работы с ГБО – 12 лет
Желающим установить газобаллонное оборудование хочу настоятельно порекомендовать тщательно подойти к вопросу места его установки. Хотя квалификация общей массы установщиков ГБО за последний год и подросла, тем не менее, говорить о полной компетентности специалистов в этой области еще рано. А значит можно очень легко себе нажить дополнительных проблем. Перед тем как ехать на какое-либо СТО хоть немного изучите тему газобаллонного оборудования для автомобилей, чтобы в ходе общения со специалистами установщиками вы смогли сделать оценку степени их компетентности. Если вас что-то смущает, ищите других установщиков. Помочь в поиске хороших специалистов может и интернет. По поиску «ГБО» и отзывы по ГБО найдите форумы, где делятся впечатлениями по монтажу данного оборудования и дают отзывы по той или иной мастерской (СТО).

Юрий Дацык

Рекомендуем к прочтению статью:
Новинки на рынке ГБО.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *