Со временем счастливые обладатели кондиционеров начинают замечать сбои в их работе. Появляется неприятный запах, снижается эффективность агрегата. Это красноречивое свидетельство о том, что настало время почистить сплит систему.

Регулярно и правильно выполняемая чистка сплит систем обеспечит увеличение срока их надёжной эксплуатации и сохранит функциональность во всех режимах работы.

Причины загрязнения

Перечислим только основные:

  1. Если ваш кондиционер постоянно находится во включенном состоянии, то он засоряется грязью из воздуха. Эти загрязнения оседают как на внешнем, так и на внутреннем блоке устройства.
  2. Из-за влаги внутри агрегата развивается плесень и грибок.
  3. Если внешний блок кондиционера установлен невысоко от земли, то неизбежно происходит загрязнение уличной пылью и выхлопными газами.
  4. Тополиный пух в сезон становится настоящим бедствием для кондиционеров, и нередко становится причиной их поломки.
  5. В процессе работы внутри агрегата неизменно скапливается грязь, влага, пыль. Кроме этого, теплая и влажная среда нередко привлекает насекомых. Такое «содержимое» негативно сказывается на работе и часто ведет к поломке сплит-системы.


Если не чистить устройство вовремя, то оно не только перестанет охлаждать воздух, но и начнет засорять его.

Чистый кондиционер успешно борется с вредными загрязнениями, которые присутствуют в воздухе жилых помещений.

Как понять, что пора чистить кондиционер

Любой кондиционер со временем начинает нуждаться в чистке. Однако, часто неопытные владельцы чудо-систем замечают этот факт слишком поздно.

Мы расскажем о том, как производится чистка климатического оборудования, доступная для самостоятельного исполнения.

Вот лишь некоторые «симптомы», которые укажут вам на необходимость чистки агрегата:

  • Появление неприятного запаха.
  • Снижение эффективности работы устройства. Причем, это не означает, что кондиционер полностью отключается, но он перестает поддерживает заданный температурный режим.
  • Из внутреннего блока устройства выделяется жидкость.
  • В момент присоединения к электропитанию слышатся нехарактерные для кондиционера шумы.

С учетом наших советов вы без затруднений почистите агрегат.

Важно: не дожидайтесь появления всех «симптомов». Если наблюдаете хотя бы один из вышеперечисленных признаков, сразу приступайте к чистке устройства.

Перед тем как самостоятельно приступить к чистке сплит системы, необходимо самым внимательным образом провести её внешний осмотр.

Как разобрать

Прежде чем приступать к чистке, рекомендуется ознакомиться с инструкцией и понять, как именно разбирается ваш кондиционер.

  • Отключите устройство от электропитания;
  • Снимите защитный фильтр внутреннего блока, точно следуя инструкции. Обычно для этого нужно открутить болты под заглушками, а корпус аккуратно потянуть вниз;
  • Снимите лопасти, направляющие воздух;
  • Демонтируйте нижнюю часть блока;
  • Отсоедините электрический шнур;
  • Снимите дренажную трубку и остальные электрические провода;
  • Демонтируйте корпус внутреннего электронного блока;
  • Снимите устройство слива и выводной шланг.


Запоминайте порядок действий при демонтаже, поскольку после чистки вам нужно будет все это повторить, но в обратном порядке.

Чистка климатического оборудования не занимает много времени.

Как правильно снять кондиционер

Есть три обязательных условия, чтобы снять кондиционер самому:

  • Наружный блок должен находится в пределах досягаемости. Если он стоит на фасаде многоквартирного дома выше уровня второго этажа, то его можно демонтировать только из окна или с балкона. В противном случае нужно привлекать специалистов промышленного альпинизма.
  • Чтобы снять тяжелые блоки со стены и правильно отключить компрессор, нужен хотя бы один помощник.
  • Необходимо взять в аренду манометрическую станцию именно под тот тип фреона, который закачан в эту модель кондиционера.

Примечание. Последний пункт касается станций с обычными (стрелочными) манометрами. Цифровые коллекторы настраиваются под марку хладагента.

Разборка внешнего модуля

Демонтаж мобильного или оконного кондиционера не занимает много времени – достаточно извлечь устройство из окна или снять воздуховод. При разборке полноценной сплит-системы требуется сохранить весь хладагент.

Соединительные трубки, по которым транспортируется фреон, обладают разным диаметром. Тонкий канал служит для транспортировки жидкого хладагента. Большая трубка предназначена для перекачивания газообразного фреона. При разборке кондиционера необходимо «загнать» хладагент в наружный модуль. Затем можно отключать магистральные каналы. Для перекачивания хладагента необходимо при работающем приборе завинтить патрубок с жидким фреоном, который уходит из наружного блока в помещение. Устройство за 1 минуту перекачает газообразное вещество в наружный блок. После этого следует немедленно выключить прибор.

Разборку наружного блока кондиционера выполняют вдвоем. Так можно исключить лишний риск и сократить время работ.

После отключения прибора от электросети отсоединяют кабели, пометив клеммы.

Медные каналы, по которым транспортируется хладагент, можно выпрямить самостоятельно, соблюдая осторожность. Вместе с ними в помещение удаляется электрический кабель. Его прикручивают к концу трубки. Затем нужно открутить гайки, которые держат наружный модуль. Снимают блок вдвоем. В последнюю очередь со стены снимают кронштейны.

Снятый наружный модуль требует вертикального хранения и транспортировки. Для исключения возможных повреждений его помещают в коробку с пенопластом.

Снятие компрессора

В некоторых случаях требуется только демонтаж наружного блока, к примеру, когда требуется наладить работу компрессора. Внутренний блок в этом случае остается на месте. Основная задача – правильно снять компрессор:

  1. демонтировать крышку наружного блока;
  2. отсоединить трубки нагнетания и всасывания;
  3. отсоединить электропровода;
  4. отвинтить крепежные элементы вентилятора и конденсатора;
  5. удалить из корпуса конденсатор;
  6. демонтировать крепления компрессора и саму деталь.

Выполняя такую последовательность действий, можно снизить риск повреждения трубопроводов и получить доступ к другим элементам, расположенным в корпусе.

Подготовительный этап

Необходимо подготовить ряд инструментов, без которых справиться с задачей невозможно, прежде чем ответить на вопрос, как снять кондиционер со стены во время ремонта своими руками.

Необходимые инструменты:

  • Труборез.
  • Манометрический коллектор.
  • Торцевые шестигранные ключи.
  • Рожковые ключи.
  • Бокорезы.
  • Разводные ключи.
  • Дрель.
  • Отвертка крестовая.
  • Нож строительный.

Бывают случаи, когда нужно обзавестись и страховочным снаряжением.

Важно! При снятии устройства должно участвовать два человека, чтобы произвести работу без риска для жизни и здоровья.

Спуск фреона

Существует три варианта демонтажа кондиционера своими руками:

  • Разборка с выпуском фреона.
  • Сохранение газа внутри устройства.
  • Используя специальную методику, с помощью профессионального оборудования сберечь фреон полностью.

Используются все способы, но третий дает самый лучший эффект без каких-либо потерь.

Чтобы снять кондиционер со стены своими руками правильно, необходимо изучить конструкцию сплит-системы, которая состоит из заполненного фреоном замкнутого контура. Она состоит из таких составляющих — компрессора, системы медных трубок и испарителя с конденсатором, которая всю систему связывает и обеспечивает отбор и подачу хладагента.

Для отключения кондиционера без потерь фреона самостоятельно его необходимо перекачать в конденсатор, для этого:

  1. Перекройте вентиль между устройством и трубкой тонкого диаметра во время работы оборудования в режиме охлаждения.
  2. Через минуту, когда весь хладагент перекачается в конденсатор, перекройте вентиль на толстой трубке. Этим действием вы отключите подачу фреона и “закроете” его в ловушке.

Последствия неправильного демонтажа

При неправильном демонтаже легко повредить кондиционер. Возможные неприятные последствия:

  • Разгерметизация контура охлаждения, что влечет за собой утечку фреона. При последующей установке прибора придется доплачивать за дозаправку системы хладагентом.
  • Механическое повреждение корпуса наружного блока, фреоновых патрубков, других деталей.
  • Засорение контура охлаждения мусором, проникновение влаги. При попадании пыли компрессор быстрее изнашивается. Вода может окислить поверхность медной фреонотрассы, в результате чего вся система выйдет из строя.
  • Падение наружного блока с высоты. Высота установки модуля не важна – после падения его в любом случае придется заменить.

Кондиционер обычно демонтируют при смене места жительства, на время ремонта и чистки. При разборке простых агрегатов не придется разбираться в их устройстве. Однако полноценные сплит-системы требуют внимательного подхода. Поскольку оборудование дорогостоящее, лучше обратиться к профессиональным монтажникам, которые выполнят работу качественно и с гарантией. Разбирать прибор самостоятельно можно только при полной уверенности в понимании его устройства.

Демонтаж зимой

Кондиционер может работать и в зимнее время. И не только в качестве обогревателя, но и в режиме охлаждения (например, в помещениях где стоят серверы).

Примечание. Собрать фреон в конденсаторе наружного блока можно только при работе в режиме охлаждения — в режиме обогрева он уже работает как испаритель.

Особенность работы в зимнее время в этом режиме в том, что есть нижний предел температуры, на который влияет тип хладагента, вид кондиционера и дополнительное оснащение. Эта зависимость еще связана с особенностями устройства компрессора — он масляный, а масло загустевает при низких температурах. У обычных кондиционеров нижняя рабочая температура лежит в пределах от +5°C до -5°C, у инверторных — до «минус» 15-25°C.

Перед демонтажем сплит-системы надо учитывать эти нюансы. И если температура ниже указанного предела, а кондиционер не оснащен «зимним комплектом» с подогревом картера компрессора, то чтобы снять наружный блок надо использовать станцию откачки и сбора фреона (у него стоит безмасляный компрессор).

Разборка внутреннего блока кондиционера

1. Выключаем кондиционер из электросети.

2. Открываем крышку корпуса внутреннего блока и извлекаем сетчатые фильтры. Крышку не закрываем.


3. Снимаем корпус внутреннего устройства:

  • у любого блока снизу под жалюзи имеются саморезы (они чаще всего находятся под декоративными заглушками). Выкручиваем данные саморезы;

  • под крышкой внутреннего блока (где фильтры) тоже могут быть саморезы (или клипсы) – откручиваем (или отщелкиваем) их. Аккуратно приоткрываем нижнюю часть корпуса;

  • далее наша задача «освободить» клипсы сверху корпуса. Они очень жесткие, и чтобы их «отщелкнуть» нужно внимательно посмотреть, как они крепятся (в большинстве случаев они «отщелкиваются» при поднятии низа корпуса на себя);

  • отсоединяем от корпуса все фишки, если они есть;
  • приоткрываем жалюзи и снимаем корпус (снизу на себя или сверху на себя в зависимости от модели).

4. Следующая задача – это снятие дренажного лотка (в очень редких моделях он не снимается, а сделан воедино со всем корпусом). Важно рассмотреть, как он установлен, чтобы при последующей сборке он «встал на свое место». Рекомендуем приготовить пакет или тару, чтобы слить возможный конденсат (воду) из лотка:

  • обычно слева лотка необходимо открутить один саморез, затем освободить клипсы снизу;
  • отсоединяем все фишки от лотка (или откручиваем моторчик привода жалюзи);
  • аккуратно извлекаем лоток и при этом отсоединяем «хвост» дренажного шланга (он может быть закреплен защелкой или саморезом).

5. Следующая задача это снятие вала (вентилятора). Это самая трудная и ответственная операция. Здесь может быть два варианта в зависимости от устройства конкретной модели:

  • более «легкая ситуация», когда вал снимается влево без снятия мотора и блока управления (в этом случае должен быть винт внутри самого вала и вся левая часть корпуса должна быть разборной):
  • откручиваем и освобождаем левую часть радиатора от корпуса внутреннего блока;
  • откручиваем винт справа внутри вала (не до конца, а лишь на пару оборотов). Здесь нужно действовать очень осторожно, не сломать лопасти вала и не испортить головку винта. Этот винт зачастую сильно «затянут»!;
  • извлекаем вал вниз из корпуса, не повредив никакие детали (и свои руки). Обычно он очень плотно установлен и для его снятия нужен опыт. Можем отверткой держать винт и таким образом подталкивать и направлять вал.

При установке вала обратно винт должен очень точно закрутиться «на свое место». Иначе вал может проворачиваться или задевать стенки корпуса.

Разборка на примере кондиционера Panasonic

Даже такой качественный прибор с хорошими фильтрами не защищен от попадания пыли внутрь корпуса. Пространство между ламелями турбины здесь оказалось очень маленьким. В этих узких зазорах накапливается пыль, которую стандартным пылесосом не возьмешь.

Чтобы разобрать сплит-систему, не нужно полностью демонтировать внешний блок, можно снять только часть его элементов, стоя на стремянке

У Панасоников предусмотрена возможность вынуть турбину для очистки без особых проблем. Хотя это и не такая простая процедура, как при обработке фильтров. Снимать со стены корпус не придется, все операции можно выполнить, стоя на стремянке.

Электронный блок управления с индикацией и прочие элементы этого типа находятся справа с точки зрения мастера, который стоит прямо перед прибором. Начинать нужно с отсоединения корпуса. Снизу по бокам у него имеются винты, а сверху он удерживается защелками.

Сначала нужно открутить винты. Они находятся по бокам и скрыты аккуратными декоративными заглушками. Чтобы их найти, подвижную часть корпуса придется приподнять. Заглушки поддевают прямой отверткой, затем с помощью крестовой выкручивают крепеж.

Для того чтобы разобрать кондиционер нужно вывинтить шуруп, отсоединить конденсатосборник, затем открутить винт, удерживающий теплообменник, после ослабить, но не снимать скрытый винт турбины. В завершении нужно приподнять теплообменник и вытащить турбину

Теперь корпус нужно поднять аккуратным движением снизу вверх, чтобы отсоединить его. Возможен щелчок, поскольку его удерживают три пластиковые крючкообразные защелки. Теперь можно снять еще одну часть корпуса, которая состоит из крышки, двигателя и конденсатосборника.

Этот блок крепится в пазах, расположенных достаточно глубоко в корпусе, но снимается легко. Нужно осторожно потянуть его вниз с умеренным усилием. Если сразу весь блок не отделяется, можно сначала освободить крепление слева, а потом – справа.

На этом этапе нужно обратить внимание на положение шланга, по которому отводится конденсат. Если он мешает (это бывает при подключении с левой стороны), то его нужно сначала отсоединить от конденсатосборника.

Емкость для влаги полностью от корпуса не отделяется, поскольку она дополнительно соединена с ним парой тонких проводов. Нужно заранее позаботиться о подставке для этой части кондиционера или подвесить ее на шнурке, веревке и т.п.

Под весом конденсатосборника проводки могут оборваться. Как уже раньше упоминалось, на этом этапе может вылиться скопившийся конденсат. Влагу лучше сразу перелить в подходящую емкость. Очень вероятно, что часть воды разольется, поэтому тряпку лучше держать под рукой.

О том, что следует делать, если климатическое оборудование постоянно течет в обрабатываемое им помещение, вы узнаете из следующей статьи, прочитать которую мы крайне настойчиво советуем.

Снятый конденсатосборник обеспечит доступ к технической начинке агрегата: слева станет видна головка винта, фиксирующего теплообменник, и резиновый подшипник турбины. Винт нужно открутить, но вот подшипник трогать не стоит, он должен оставаться в пазах, которые его удерживают.

Если сплит-систему длительное время не чистили, на ее внутренних элементах скапливается пыль, а также появляется плесень, опасная для здоровья жильцов

Теперь нужно руками вращать турбину, чтобы найти на ее правой стороне место, где она закреплена винтом на валу двигателя. Здесь пропущена одна ламель. Винт утоплен глубоко. Его нужно открутить, но вынимать не стоит, чтобы облегчить обратную сборку. После этого следует с умеренным усилием приподнять теплообменник.

Он закреплен на защелках, должен прозвучать щелчок. Здесь нужно действовать осторожно, чтобы не порезаться, края некоторых деталей довольно острые. Когда теплообменник выйдет из защелок и будет приподнят, появится вертикальный просвет, через который можно будет аккуратно вынуть турбину, предварительно сняв подшипник.

Порядок чистки

Каждый блок сплит-системы нуждается в особом внимании и соответствующем подходе к чистке. Не используйте жесткие щетки и разные металлические предметы, так как вы рискуете безнадежно испортить агрегат.

По количеству основных агрегатов сплит системы процедуру её очистки также можно разделить на два этапа: уход за внутренним блоком и чистка наружного модуля.

Для начала нужно прочистить воздушные фильтры. Сделать это самостоятельно в домашних условиях несложно. Фильтры рекомендуется чистить не реже одного раза в неделю. Грязь легко смоется, если фильтры замочить на 30 минут в теплой воде с добавлением моющего средства. После замачивания эти элементы нужно тщательно прополоскать и просушить. Только после этого их можно устанавливать в кондиционер.

Первым шагом при проведении обслуживания сплит системы является очистка элементов фильтрации.

Еще один важный узел, нуждающийся в регулярной чистке – вентилятор. Внешне он напоминает валик, с помощью которого холодный воздух подается в помещение. Его можно вынуть из кондиционера или почистить без демонтажа. Если вы предпочли второй вариант, то лопасти обрабатывают мыльным раствором, смывают его, а потом запускают на слабую мощность, чтобы просушить. В процессе чистки мусор может падать на пол, поэтому застелите пол газетами, и, если возможно, уберите ковровое покрытие.

Необходимо понимать, что даже незначительное скопление пыли и жировых отложений может создать проблемы в функционировании всего устройства.

Уход за теплообменником – залог длительной и бесперебойной эксплуатации вашего кондиционера. Его рекомендуется чистить не реже одного раза в год. Чтобы добраться до механизма, нужно снять решетку, а загрязнения удалить при помощи пылесоса или мягкой влажной тряпки. Эта работа потребует повышенной аккуратности и внимательности, поскольку можно легко повредить и механизм, и руки. В процессе чистки теплообменника, внимательно его осмотрите.

Если заметите следы коррозии, то лучше сразу обратиться в сервисный центр, так как впоследствии все это может привести к утечке фреона.

А для того, чтобы избавиться от неприятного запаха придется провести антисептическую чистку. Для этого 0,5 литра спиртового антисептика (его можно приобрести в аптеке) заливают в бутылку с распылителем и распыляют перед включенным кондиционером. Капельки затягиваются внутрь и спустя короткое время неприятного запаха уже не будет.

Обязательной на заключительном этапе обслуживания сплит системы будет процедура обработки всех деталей противогрибковыми средствами и антибактериальными составами.

Не забудьте про дренажную систему. Причиной засора дренажной трубки может быть как пыль, так и плесень. Есть несколько способов прочистки:

  1. Пропустить мыльный раствор через испаритель, он поможет избавиться от пыли и жира;
  2. Продуть отсоединенную дренажную трубку пылесосом. Но этот способ возможен только в том случае, если система не очень засорена.
  3. Сливную трубку полностью отсоединяют, промывают, обрабатывают сильным обеззараживающим средством (это, практически, единственный способ справиться с сильным загрязнением).


В качестве дезинфицирующего средства можно применять хлоргексидин – дешевый, но «работающий» препарат, продается в любой аптеке. Ну, а для того, чтобы убедиться, что прочистка дала нужный результат, залейте 1,5 литра простой воды в дренажную систему. Если все в порядке, вода просто вытечет наружу.

Нужно залить в систему дезинфицирующее средство, например, используемый в больницах хлоргексидин, приблизительно 4 флакона.

Наружный блок загрязняется не меньше внутреннего. В него попадает не только грязь, но и пыльца растений, пух и даже мелкие ветки. Чистят его с помощью обычного или моющего пылесоса. Если к наружному блоку есть свободный доступ, то верхнюю крышку лучше снять и тогда появится свободный доступ не только для пылесоса, но и для тряпки с моющим средством. Однако, промывая лопасти, будьте осторожны, чтобы вода не попала в электрическую часть прибора. Кстати, радиатор, лопасти вентилятора и лоток для конденсата можно обработать парогенератором. Это даст не только чистящий, но и обеззараживающий эффект, что тоже немаловажно.

Приведённые советы по самостоятельному обслуживанию кондиционера окажут практическую помощь в поддержании его в постоянной чистоте.

По мнению специалистов, чистить сплит-систему нужно один-два раза в год: весной и осенью. Если агрегат используется в очень загрязненной среде – то чаще. Следуя простым рекомендациям, вы сможете самостоятельно почистить кондиционер, не прибегая к помощи профессиональных мастеров.

Сервисное обслуживание внутреннего блока кондиционера…

Привет всем! По просьбе моих френдов и вообще сообщников хочу написать пост о сервисном обслуживании кондиционеров, потому как это актуально уже на данный момент (надеюсь модераторы отнесуться с пониманием)! Дело в том, что потребителя частенько вводят в заблуждение, предлагая им сервисное обслуживание кондиционера ЕЖЕГОДНО!!! Этого делать не нужно, потому как всё зависит от степени загрязнённости самого помещения, где расположен кондиционер!
Как понять что чистка уже неизбежна? Давайте посмотримна процесс чистки внутреннего блока, возможно вы и сами способны произвести эту операцию:
Итак перед нами обычный внутренний блок:

Внизу, дабы не замарать ремонт, клеим плёнку, на обычный малярный скотч:

Открываем крышку, снимаем сетчатые фильтры и промываем их под струёй воды (делать это можно с любой периодичностью, но не менее раза в 2 месяца!)

Теперь снимаем полностью верхнюю часть корпуса, вместе с крышкой…

Отстёгиваем ванночку (через неё конденсат попадает на улицу)…

а затем наслаждаемся ужасным зрелищем! Вот тут мы можем уже понять, чем мы дышим включая забитый кондиционер…

Вот мы и добрались до основного момента, о котором я вам хотел поведать! НЕ РАЗБИРАЯ КОНДИЦИОНЕРА вы можете увидеть степень его загрязнения и самостоятельно сделать вывод… а надо ли его чистить?
Обратите внимание… Крыльчатка вентилятора, который нам необходимо почистить!!!

Крыльчатку снимаем(если это возможно), промываем струёй воды и щёткой, а радиатор очищаем при помощи парогенератора… ВУАЛЯ:

Затем приступаем к сборке внутреннего блока, в обратной последовательности! А вот те самые сетчатые фильтры…

Застёгиваем крышку, ставим сеточки…

Закрываем крышку внутреннего блока…

Включаем на пульте 22-25 градусов (не включайте минимум… никогда в жару, ни один кондей не даст вам 16-17 градусов!!!Вы его тупо угробите!) и наслаЖЖдаемся прохладой!

… о наружнем блоке я расскажу позже! Сообщаю что я занимаюсь кондиционированием и вентиляцией уже с 2000 года и готов помочь консультацией, да и делом в этой сфере!!! Так что спрашивайте! Отвечу позже, вечером отвечу всем, потому как сейчас много работы..убегаю) Всем удачного дня!

Основные элементы внутреннего блока

Хотя устройство конкретных моделей от разных производителей различается, принципиальная схема, по которой собирают такую климатическую технику, имеет общие основные элементы.

Внутренний блок современной сплит-системы состоит из:

  • передней панели;
  • фильтрующих элементов;
  • вентилятора и испарителя;
  • двигателя;
  • жалюзи;
  • системы дренажа;
  • индикаторной панели и т.п.

Чтобы правильно разобрать устройство, нужно аккуратно отсоединять отдельные элементы в правильной последовательности. Сначала следует внимательно изучить все сопровождающие документы, полученные при покупке устройства.

Принципиальное устройство внутреннего блока: 1- лицевая панель; 2,3 – фильтры;4 – вентилятор; 5 – испаритель; 6 – жалюзи; 7 – панель с индикаторами; 8 – вертикальные жалюзи

В них можно найти немало полезной информации о том, как разобрать внутренний блок этой сплит системы для выполнения мероприятий по обслуживанию. Если по какой-то причине документация отсутствует, имеет смысл поискать необходимые сведения в интернете.

Сетчатый фильтр, предназначенный для первичной очистки воздуха, поступающего во внутренний блок, нужно регулярно очищать от загрязнений с помощью моющего средства

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *