Особенности метана (СПГ)

Это природный простейший газ, не имеет цвета, запаха, взрывоопасен. Химическая формула — CH4. Для того чтобы вы почувствовали утечку в него добавляют одоранты — вещества которые придают ему запах. То есть вы можете почувствовать утечку и вовремя среагировать.

Метан сжижают при температурах ниже 160 градусов. Поэтому в обиходе он находится в газообразном виде. Он в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина и несколько сот раз пропана. Для транспортировки и использования его сжимают в специальных баллонах до 230 атмосфер. При этом не смотря на очень высокое давление в баллоне в двадцать раз превышающее давление пропана находится он в них в газообразном виде, что исключает возможность жидкого впрыска топлива пятого и шестого поколения ГБО.

Баки для метана используются очень тяжелые и очень прочные. Обычный бак для пропана разорвет от такого давления. Поэтому одинаковом объеме газа у метана бак получается больше и тяжелее.

Октановое число метана равняется 110 единицам. Он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя. Оборудование, которое применяется для такого газообразного топлива, стоит дороже в два и более раз, чем оборудование для пропана. Все потому что давление большое и система должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать его и соблюдать нормы безопасности.

Двигатель теряет в мощности примерно от 10 до 25% в зависимости от класса оборудования.

Расход на метане составляет примерно 11 литров на 100 км на среднестатистическом автомобиле с двигателем 1.6 литра.

Мастера, которые вам устанавливают оборудование для метана, должны иметь высокую квалификацию и провести несколько испытаний после установки. Доверять установку метана шабашникам нельзя, так как из-за высокого давления метана повышаются требования безопасности и возможный ущерб при некорректном монтаже.

Метановых заправок значительно меньше, что видимо так же связано с высоким давлением газа. Часто можно встретить ситуацию, что городе миллионнике всего одна заправка такого типа и большая сеть пропановых заправок. Ведь газ нужно привезти закачать в хранилища и затем передать потребителю, и все это под давлением 250 атмосфер. Однако положительные стороны у метана тоже имеются.

Плюсы метана:

  • Экологичен. Ведь это на 100% природный газ.
  • Цена. Немного дешевле пропана. Примерно 13 рублей за литр.
  • Быстро испаряется в воздухе. Если происходит утечка, то в открытом пространстве он быстро растворится.

Минусы метана:

  • Дорогое оборудование, в два раз дороже пропана.
  • Высокое давление 230 атмосфер.
  • Тяжелый и объемный баллон. 65…130 килограмм в зависимости от объема. При этом помещается в него не так-то много газа, а вот места в багажнике он займет больше.
  • Заправки среднего баллона хватает всего на 150…200 километров.
  • Потеря мощности 10…25%.
  • Мало заправок, их расположение как правило неудобное из-за повышенных требований безопасности.
  • Меньше компаний, которые возьмутся устанавливать метан.
  • Несовместим с последними поколениями ГБО: пятым и шестым.

Именно поэтому метан не такое востребованное топливо. Теперь рассмотрим как обстоят дела с пропаном.

Отличие зимнего СУГ от летнего

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается воздухом, что гарантирует ее равномерное горение и полное сгорание. При этом ГОСТом предусматривается плавающее соотношение долей C3H8 и C4H10 в СУГ. Отсюда и идет разделение сжиженного газа на летнюю и зимнюю марки.

Топливо в газгольдер закачивается в «жидкой фазе», а в дом для сжигания в котле или на плите потом оно поступает уже в виде «паровой фазы»

Переход СУГ из жидкого состояния в паровое происходит внутри газгольдера. При этом если бутан при нормальном давлении способен перейти из жидкости в газ при температурах только до -0,5 °С, то пропан до -42 °С. Если в сжиженном виде то или иное топливо охладится ниже данных показателей, то переход его в паровую фазу будет невозможен.

При морозе на улице в минус 10–20 °С бутан так и останется в виде жидкости. В результате он станет непригоден для использования в газовом котле отопления или нагрева воды для ГВС. Чем его меньше зимой в газгольдере, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» его лишь около 50%. Бутан значительно дешевле, поэтому его стараются добавить в СУГ как можно больше. Однако без пропановой составляющей тоже обойтись сложно.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность перехода жидкая/паровая фаза. Если на зиму в газгольдер залить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате котел останется без топлива, а дом без тепла.

Частично проблема замерзания СУГ решается закапыванием газгольдера ниже уровня промерзания грунта. Так тепло земли согревает газовую смесь внутри емкости до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Базовая разница между «летней» и «зимней» марками газгольдерного газа – соотношение пропана и бутана в СУГ. Чем больше первого, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением пропановой доли растет также цена топлива.

Если газгольдер не закопан в соответствии с требованиями СНиПов в землю, а зимой температура воздуха опускается ниже нуля, то «летняя» смесь СУГ в нем обязательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и израсходуется, а бутан так и не станет газом.

Процентное соотношение

Для этого эта бутановая смесь и была придумана в соотношении пропана и бутана 50:50 и меньше. Когда 50 пропана, 50 бутана, такую смесь вы можете использовать на автомобильных заправках, заправлять свой автомобиль. На автомобиле установлена маленькая емкость, которой не нужно большое количество паровой фазы, там достаточно небольшого количества, которое машина вырабатывает за два-три дня. Когда же вы такой газ, в соотношении 50:50 процентов, заправите в газгольдер, то как только наступят первые заморозки, когда он вам как раз понадобиться для отопления, у вас газгольдер просто перестанет работать, и вам придется газ оттуда откачивать.

Какой газ закупать

Поэтому для газгольдеров всегда закупается газ от 60 процентов пропана и выше. Бутана там должно быть либо 40 процентов, либо меньше. При таких условиях газ в газгольдере у вас всегда будет испаряться даже до -20, до -30 градусов. Чем выше соотношение пропана, тем лучше. Для газгольдера используется только такой пропанистый газ где пропана больше, чем бутана. И тогда газгольдер у вас будет работать долго и без всяких проблем.

Летний газ, который, как некоторые считают, можно использовать летом, в любом случае вам навредит. Да, летом вы какое-то время сможете на нем готовить пищу, использовать на горячую воду, и то под большим вопросом. Но три месяца пройдет, и вам придется его откачивать. Откачка газа стоит намного дороже, чем закачать себе качественный, хороший газ изначально.

И давайте рассмотрим другую ситуацию, когда вам предлагают по какой-то очень высокой цене приобрести супер зимний газ, супер пропанистый, который стоит чуть ли ни в 1,5-2 раза дороже, чем по средней рыночной цене. Тут мы порекомендовали бы обратиться в несколько компаний. Мы вам рассказывали, как выбрать из компаний, которые существуют на рынке, надежную компанию, у которой будет средняя рыночная цена и будет качественный газ.

Совет

Наш совет, не покупать сильно дешевый газ, который, якобы, является летним, так же и не стоит переплачивать за какой-то зимний газ, который является супер качественным. Всегда существует золотая середина, и эта золотая середина, как правило, у 70-80 компаний на рынке. Чтобы вам не попасть в ловушку и не наткнуться на обман, обязательно узнавайте у нескольких поставщиков среднюю цену, чтобы понимать, какая цена на сегодняшний день является оптимальной, и от этого отталкиваться.

Как не продешевить при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом порядка 30–40%. Дешевле всего он продается весной, а дороже всего – осенью. И сэкономить здесь конечно хочется, особенно если газгольдер вместительный. Однако если СУГ предлагается по стоимости за литр сильно ниже рынка в конкретном регионе, то стоит серьезно задуматься.

Однозначно указать какой газ лучше всего заливать в газгольдер на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • типа установленной емкости;
  • климата региона;
  • наличия/отсутствия дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгодней устанавливать принудительный испаритель для бутана и приобретать дешевый летний газ, а в других – делать выбор исключительно в пользу зимнего СУГ. Для каждого конкретного случая расчет затрат нужно делать индивидуально. Тем более, что цена сжиженного пропана в каждом регионе своя.

В газгольдеры по нормам следует заливать СУГ в виде СПБТ в зимнем либо летнем варианте, но нерадивый и особо ушлый поставщик может подсунуть сильно более дешевый аналог ББФ

Стоимость заправки газгольдера зависит от:

  • наполненности емкости;
  • удаленности населенного пункта;
  • сезонности и типа газа (летний либо зимний);
  • объема фактической закачки и размеров бочки заказанного газовоза.

Если вам на рынке попался поставщик с сильно заниженной ценой, то следует лишний раз подумать, насколько у него качественный газ. С одной стороны он способен подсунуть вместо зимнего СУГ летний, а с другой – вовсе залить в газгольдер некачественную смесь с конденсатом и примесями.

Покупать для газгольдера топливо следует лишь у проверенных временем продавцов. При проблемах замена емкости для сжиженного газа обойдется в круглую сумму. Излишняя экономия на горючем – потенциальные, а зачастую и неизбежные затраты на ремонт газового оборудования.

Особенности пропан-бутана (СНГ)

Пропан — углеродный газ, побочный продукт при добыче нефти. Не имеет запаха, прозрачен и безвреден для человека. В него также добавляются одоранты, чтобы при утечках его могли почувствовать. Химическая формула — C3H8.

На заправках мы видим надпись «пропан–бутан». Бутан — это также углеродный газ, который выделяется при схожих условиях. Его смешивают с пропаном для того, чтобы добиться нужного октанового числа. Причем в различные время года составы меняются: зимой больше пропана, а летом бутана.

Автономная газификация отличается практичностью и экономичностью использования голубого топлива. Но для заправки газгольдеров на рынке предлагается зимний и летний газ, которые существенно различаются в цене.

Согласитесь, сэкономить хочется каждому из нас. Но стоит ли это делать в случае с газгольдерным горючим? Далее мы подробно разберем – насколько хорош дешевый СУГ, в чем его особенности и как он будет себя вести зимой.

Как купить качественный газ?

  • Заправка газгольдера качественным газом — это не только залог бесперебойной работы системы автономного газоснабжения, но и комфортная эксплуатация отопительной системы в зимний период. Для того чтобы газовый котел не останавливался, а аварийный газовый электрогенератор надежно запускался, необходимо помнить несколько важных правил.

Как работают мошенники

Недобросовестные заправщики в лучшем случае заставляют клиентов платить за воздух. В худшем они создают аварийную ситуацию, нарушая технические условия закачки сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Есть несколько правил пожарной безопасности: газовоз нужно зафиксировать деревянными (!) башмаками, двигатель заглушить перед открытием заглушек. Процесс заправки должен быть герметичным. Если сжиженный газ смешается с воздухом, появится опасность взрыва.

3 способа обмана клиентов поставщиками газа:

1

Расходомер (газовый счетчик) искусственно увеличивает показатели.

2

Система дополнена самодельными отводами, которые направляют часть газа обратно в газовоз.

3

Рыночная цена на СУГ занижена за счет некачественной смеси, которая со временем выведет техническое оснащение из строя.

Мошенничают даже монтажники. Они устанавливают резервуар не строго горизонтально, а под углом в сторону измерительной арматуры. Так поплавок уровнемера показывает завышенные результаты по топливу. В результате вы платите больше за меньшее количество газа.

Как работают специалисты

Вы видите профессиональную заправку, если:

  • перед началом работ колеса автомобиля зафиксированы деревянными башмаками;

  • заглушки на заправочном шланге открыты только после отключения двигателя;

  • сливной шланг прикреплен к наконечнику прочными хомутами (а не веревками);

  • резервуар заполняется строго на 85% или меньше (чтобы не нарушить давление в емкости);

  • механический счетчик с электронным циферблатом контролирует заправку в литрах;

  • газ не стравливается (запрещено создавать резкие перепады давления).

Процесс занимает всего 1-2 часа. Мы перекачивает газ из автоцистерны в подземный резервуар с помощью насоса Corken Z 2000. Скорость его работы — 270 л/мин при давлении 5 бар. Заправка самотеком без специального оборудования длится до 5 часов.

Если вы хотите заказать доставку СУГ осенью, рекомендуем оставлять заявку за 2-3 дня. Из-за сезонного спроса поставщики обрабатывают очень много заказов.

До 21:00 наш диспетчер составляет график заправки на следующий день. Маршруты движения газовоза прописаны в специальном разрешении, которое согласовано с сотрудниками ГИБДД.

Если крупные заправщики не проедут

Серые конторы выручают, когда подъезд к дому слишком трудный. КамАЗ легко может скатиться в кювет или завязнуть в грязи. Реальные истории, когда автоцистерна на два дня блокировала дорогу. Машину вытаскивали трактором.

Вы не обязаны идти на компромисс. Есть компании, которые совмещают качество и проходимость. Мы используем легкий заправщик ЗИЛ 130 на 8 м3. Длина заправочного рукава 40 м, то есть газовоз закачивает СУГ с дороги без заезда на участок.

Для сравнения: при одинаковом объеме показатели по нагрузке у ЗИЛа в 2 раза меньше, чем у КамАЗа.

Характеристика ЗИЛ 431410 (130) КамАЗ 65117-3010-78 (А4)
Объем цистерны (м3) 8 8
Полная масса машины (кг) 10 400 24 000
Нагрузка на переднюю ось (кг) 2 510 6 000
Нагрузка на заднюю тележку (кг) 7 890 18 000

Если вы проводили монтаж газгольдера в Termo Life, наш инженер после выезда уже зафиксировал состояние дорог: тип и ширину дорожного покрытия, степень заснеженности или размытости после дождя.

При установке мы сразу оцениваем сложность подъезда к дому, чтобы вашу емкость точно можно было заправить.

Кстати Если хотите предусмотреть удобный подъезд газовоза, поговорите с инженером до монтажа газгольдера.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *